главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Пенсионеры по старости


В соответствии с действующим законодательством пенсии по старости подразделяются на следующие основные виды(1):

  • по старости на общих основаниях;
  • в связи с условиями труда;
  • в связи с работой на Крайнем Севере;
  • на льготных основаниях, не связанных с условиями труда;
  • за выслугу лет;
  • в связи с радиационными авариями и катастрофами;
  • в связи с официальным признанием безработным;
  • депутатам созыва 1990–1995 годов.

Конкретный вид назначаемой пенсии, как правило, зависит от сочетания следующих параметров: возраста застрахованного, общего и специального стажа работы и рода деятельности(2). С точки зрения последующего анализа принципиальное отличие указанных видов пенсий по старости заключается в различии в возрасте выхода (или возможного выхода) на пенсию. В табл. 3 приведен установленный действующим законодательством возраст возможного выхода на пенсию для различных групп пенсионеров по старости.

Таблица 3
Возраст выхода на пенсию по старости

Группы пенсионеров

Возраст выхода на пенсию, лет

мужчины

женщины

Пенсионеры по старости на общих основаниях

60

55

Пенсионеры в связи с условиями труда, в том числе:

по Списку № 1

50

45

по Списку № 2

55

50

пенсионеры по другим особым условиям труда(1)

55

50

Пенсионеры, работавшие в условиях Крайнего Севера

55

50

Пенсионеры по старости на льготных основаниях(2)

55

50

Пенсионеры за выслугу лет(3)

33–45

33–45

(1) Спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах имеют право на пенсию по достижении возраста 40 лет как мужчины, так и женщины. Эта категория пенсионеров малочисленна и в дальнейшем не будет учитываться.

(2) Инвалиды I группы по зрению (возраст выхода на пенсию 50 (40) лет для мужчин (женщин) и карлики (возраст выхода на пенсию 45 (40) лет для мужчин (женщин) малочисленны и в дальнейшем не будут учитываться.

(3) Пенсия за выслугу лет устанавливается независимо от возраста при выслуге не менее 15–25 лет. Таким образом, допуская, что человек начал трудовую деятельность в 17–20 лет, пенсию он может получать, начиная с 33–45 лет.

Распределение пенсионеров по различным видам пенсии по старости показано в табл. 4.

Таблица 4
Численность пенсионеров по старости и за выслугу лет (на конец 2001 года(3))

Вид пенсии

Численность

человек

%

Пенсия по старости на общих основаниях

20 204 840

68,11

Пенсия в связи с условиями труда

4 922 596

16,60

Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере

1 905 373

6,42

Пенсия на льготных основаниях, не связанных с условиями труда

1 801 447

6,07

Пенсия за выслугу лет

674 361

2,27

Пенсия в связи с радиационными авариями и катастрофами

124 755

0,42

Пенсия в связи с официальным признанием безработным

29 314

0,10

Пенсия депутатам созыва 1990–1995 годов

276

0,00

Всего пенсионеров по старости и за выслугу лет

29 662 962

100,00

Примечание: по данным Пенсионного фонда Российской Федерации общая численность пенсионеров по старости на 31 марта 2002 года составляла 29 607 860 человек(4).

Из табл. 4 видно, что среди пенсионеров по старости основную группу составляют получатели пенсии по старости на общих основаниях (68,1%), затем следуют получатели пенсии в связи с условиями труда (16,6%), получатели пенсии в связи с работой на Крайнем Севере (6,4%), получатели пенсии на льготных основаниях, не связанных с условиями труда (6,1%) и получатели пенсии за выслугу лет (2,3%). Получатели прочих видов пенсий по старости в сумме составляют менее 1% от численности всех пенсионеров по старости.

Половозрастная структура пенсионеров по старости в процентах к общей численности населения соответствующего пола и возраста представлена на рис. 7 и 8. Эта структура во многом сформировалась под воздействием старого пенсионного и трудового законодательства (через возможный возраст выхода на пенсию и действующие ограничения для отдельных категорий граждан на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда), а также сферы занятости (через численность занятых на работах и производствах, дающих право на получение досрочной пенсии по старости или за выслугу лет).

Рисунок 7
Пенсионеры по старости, мужчины

Рисунок 8
Пенсионеры по старости, женщины

Анализ средних возрастов показывает согласованность рис. 7 и 8 с данными табл. 3. Рост численности пенсионеров наблюдается после достижения очередного, предусмотренного законом, возраста выхода на пенсию: для мужчин — 33, 45, 50, 55 и 60 лет, для женщин — 33, 45, 50 и 55 лет (эти возраста отмечены на графиках вертикальными пунктирными линиями).

В старших возрастах (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) графики половозрастной структуры пенсионеров по старости не стабильны, хотя из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что после наступления пенсионного возраста относительная численность пенсионеров по старости должна быть постоянной. Причины такого несоответствия заключаются в том, что приведенная структура формировалась в недрах старого пенсионного законодательства под воздействием особенностей исторического развития страны в XX веке. Так, скачок численности пенсионеров по старости (мужчин в возрасте 60 лет и женщин в возрасте 55 лет) обусловлен двумя причинами. Во-первых, это установленный законом возраст выхода на пенсию для наиболее многочисленной категории пенсионеров по старости — пенсионеров на общих основаниях. Во-вторых, ряд пенсионеров по инвалидности, имеющих необходимый трудовой стаж, достигая пенсионного возраста переоформлял пенсию по инвалидности на пенсию по старости на общих основаниях(5). Для пенсионеров по инвалидности это имело прямой экономический смысл, так как пенсия по старости в среднем выше пенсии по инвалидности приблизительно на 40% (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 31 марта 2001 года средний размер указанных пенсий составлял 1441,89 и 1062,56 рубля соответственно). По оценкам АНО "НААЦ" прирост численности пенсионеров по старости в пенсионном возрасте у мужчин примерно на 10%, а у женщин — на 7% связан с переоформлением типа пенсии. После вступления в силу нового пенсионного законодательства для такого переоформления пенсий нет экономических оснований, поскольку изменение типа получаемой пенсии не влечет пересчета размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а повышенный размер базовой части трудовой пенсии зависит только от факта наличия у пенсионера III степени ограничения способности к трудовой пенсии, при этом безразлично, получателем какого типа пенсии– по старости или по инвалидности — он является.

Сокращение относительной численности пенсионеров по старости наблюдается после достижения ими возраста 70 лет. Однако природа такого сокращения у мужчин и женщин различна. У мужчин сокращение численности пенсионеров по старости происходит вследствие инвалидизации. В этом возрасте у мужчин резко возрастает относительная численность пенсионеров по инвалидности I и II групп. В то время как у женщин увеличивается численность пенсионеров по случаю потери кормильца и пенсионеров–получателей социальной пенсии. Причины этой ситуации, по-видимому, исторические, так как поколение, которому сегодня больше 70 лет является военным, поэтому нет оснований полагать, что подобная ситуация будет возобновляться в будущем. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере анализа численности женщин–получателей социальной пенсии. Прежде всего заметим, что размер социальной пенсии минимален, поэтому переоформление пенсии какого-либо вида на социальную экономически нецелесообразно. Таким образом, новыми получателями социальной пенсии реально могут быть только те, кто раньше вообще не получали никакой пенсии. Однако таких женщин в возрасте 55–70 лет практически нет. Следовательно, резерва для роста численности социальных пенсионеров среди женщин в будущем тоже нет.

Численность пенсионеров по инвалидности теоретически может увеличиваться в старших возрастах, так как в этих возрастах резко повышается относительная численность инвалидов. Однако такой сценарий неправдоподобен, поскольку в рамках действующего пенсионного законодательства отсутствуют экономические причины для переоформления пенсии по старости на пенсию по инвалидности. Сегодня все социальные льготы привязаны к самому факту наличия инвалидности, а не к типу получаемой пенсии. Поэтому можно предположить, что в будущем относительная численность пенсионеров по старости будет постоянной.


(1) Приведенный ниже список пенсий по старости далеко не полный. Многие виды пенсий из этого списка допускают дальнейшую классификацию.

(2) Вид пенсии по старости в ряде случаев может быть изменен.

(3) Источник: форма № 94-СОБЕС.

(4) Вестник Пенсионного фонда России, 2002, № 2.

(5) Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Т. М. Малева, С. А. Васин, О. Ю. Голодец, С. В. Бесфамильная. Бюро экономического анализа. — М.: РОССПЭН, 1999. — 368 с.


смотреть комментарии (0)

Содержание  

Статус человека по отношению к пенсионной системе 

Принцип расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии 

Расчет размера страховой части трудовой пенсии 

Расчет размера накопительной части трудовой пенсии 

Демографические показатели 

Прогноз общей численности населения 

Пенсионеры по старости 

Пенсионеры по инвалидности 

Не пенсионеры 

Занятые в экономике 

Принципы построения сценариев для моделирования 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом