- Исследование проблемы пенсионной реформы на примере Казахстана
Исследование проблемы пенсионной реформы на примере Казахстана
Григорий Марченко.
Национальный банк Казахстана.
Чем вызвана реформа в Казахстане.
Типичная структура инвестиционного портфеля пенсионных накопительных фондов (конец 2000 года).
Структура портфеля частных пенсионных фондов в 1998-2000 годы, %.
Издержки переходного процесса.
Главные проблемы после двух лет реформ.
Старая система — традиционная накопительная, с установленными выплатами.
— Выплаты определялись формулой на основе заработка и количества лет отчислений.
— Пенсионные активы не инвестировались.
Ее характеристики:
— Большой охват.
— Низкий пенсионный возраст (55/60).
— Низкие пенсии (ставка замещения 38%).
— Льготы по раннему выходу на пенсию для определенных социальных групп привели к несправедливому распределению ресурсов (средний фактический возраст выхода на пенсию — 52 года).
ЧЕМ ВЫЗВАНА РЕФОРМА В КАЗАХСТАНЕ
Крайняя чувствительность к экономическим спадам.
Сокращение занятости в официальном секторе.
Быстрое старение населения.
Уклонение от налогов и пенсионных отчислений в неофициальном секторе.
Отсутствие связи между взносами и выплатами.
Неизбежный крах пенсионной системы.
Коэффициент демографической нагрузки (численность населения старше 63 лет / население в возрасте 16-63 лет)
— в 2000 году — 16,5%
— в 2010 году — 15,9%
— в 2020 году — 21,7%
— в 2030 году — 27,1%
Реформа проведена в сжатые сроки (по сравнению с другими странами)
— Ноябрь 1996 года — Внесены первые предложения.
— Февраль-май 1997 года — Первый концептуальный документ и общественное обсуждение.
— Май 1997 года — Пересмотренный вариант передан на утверждение в парламент.
— Июнь 1997 года — Принят закон (с минимальным перевесом голосов).
— 1 января 1998 года — Начала действовать трехуровневая система.
1 января 1998 года — введение в действие новой многоуровневой пенсонной системы ЕЕТ (латиноамериканская модель);
— Компонент I — распределительный (15% ФОТ);
— Компонент II — накопительный (10% заработной платы, в обязательном порядке);
— Компонент III — добровольный (взносы до 50 долларов США в месяц освобождаются от налогообложения);
Первый компонент:
— Минимальная гарантия пенсии (принцип "наполнения");
— Ограждает от бедности престарелых и лиц, не имеющих достаточных накоплений.
Второй компонент:
— Ставка отчислений — 10% фонда оплаты труда (отчисления с заработной платы носят обязательный характер);
— Работники, производящие отчисления не дискриминируются по полу или возрасту.
— Каждый работник вправе выбирать пенсионный накопительный фонд (система персональных счетов);
— Переход из одного фонда в другой допускается не чаще двух раз в год.
Институты системы
— Пенсионные накопительные фонды (14 частных и 1 государственный)
— Компании по управлению пенсионными активами (7)
— Банки-хранители (10)
Органы регулирования
— Комитет по регулированию пенсионных фондов при МТСЗ
— Комиссия по ценным бумагам
— Национальный банк Казахстана
Объем средств в пенсионных накопительных фондах значительно вырос, превысив объем частных вкладов в банках
— Через 1 год после перехода к новой пенсионной системе пенсионные накопления (по состоянию на конец 1998 года) составили 281 млн. долл. США (1,4% ВВП)
— Через 2 года (конец 1999 года) — 467 млн. долл. США (3,2% ВВП)
— Через 3 года (конец 2000 года) — 775 млн. долл. США (4,4 % ВВП)
Рис. 1. Пенсионные накопления в 1998 — 2005 гг. (% ВВП).

ТИПИЧНАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ (КОНЕЦ 2000 ГОДА)
государственные ц.б. — 74,9% (частные фонды — 65,8%)
в т. ч. еврооблигации — 66,2% (58,6%);
негосударственные ц.б. — 30,9% (только частные фонды);
банковские депозиты — 2,6% (3,3%).
СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ ЧАСТНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В 1998-2000 ГОДЫ, %

Пенсионные отчисления (10%) более не поступают в бюджет.
Пенсии тем, кто достиг пенсионного возраста до реформ, и тем, кто не сможет сделать достаточных накоплений в существующей пенсионной системе, должны финансироваться из других источников (государственная распределительная система или общие бюджетные поступления).
Решения:
— Сократить старую систему (снизить ставки начисления пенсий, повысить пенсионный возраст и т. д.).
— Использовать другие активы для покрытия пенсионных обязательств (приватизируемые активы, доходы от продажи нефти и других природных ресурсов и т. д.).
— Рассчитывать на уменьшение долгосрочного бюджетного бремени (после 2010 года система будет сбалансирована).
— Мощный накопительный компонент поможет восполнить недостающее финансирование (значительная доля пенсионных активов вложена в государственные долговые инструменты, выпускаемые для финансирования бюджетного дефицита).
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ РЕФОРМ
Нет единого ведомства, которое несло бы полную ответственность за надзор и регулирование накопительной пенсионной системы.
Государственный центр пенсионных выплат выполняет двойную функцию: обслуживает распределительную систему и осуществляет надзор и контроль за перечислением пенсионных взносов в фондовый компонент системы.
Проблемы в связи с рынком аннуитетов
— На сегодняшний день нет законодательной базы (разработка соответствующего законодательства завершится к концу 2000 года, законопроекты будут представлены в парламент в 2001 году)
— Еще не разработан механизм выплаты пенсий; необходимо ввести требование о передаче пенсионных накоплений в компании по страхованию жизни.
— Поскольку в среднем сумм накоплений пока недостаточно для приобретении комплекса услуг рентного страхования (аннуитетов), рекомендуется установить несколько пороговых уровней:
— до 200/275 (мужчины женщины) — единовременные выплаты;
— до 400/550 — регулярные изъятия "по графику";
— свыше 400/550 — аннуитеты.
Расширить рамки накопительной пенсионной системы, включив в нее лиц, работающих в режиме самозанятости, и фермеров (около 3 млн. человек).
Повысить пенсионный возраст до 63 лет для женщин, а в дальнейшем, с ростом продолжительности жизни, до 65 лет для обоих полов.
Расширить круг активов, в которые пенсионные фонды могут вкладывать средства, путем внедрения новых финансовых инструментов (облигации, обеспеченные ипотеками).
Приватизировать Государственный пенсионный накопительный фонд, когда его доля в совокупных накоплениях снизится до 25%.
Развивать сферу пенсионного страхования (вводить аннуитеты).
Создать систему страхования на случай потери кормильца и инвалидности.