главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Профессиональные пенсии


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОСРОЧНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Одно из основных направлений пенсионной реформы в России - трансформирование существующей системы досрочного пенсионного обеспечения лиц, ранее работавших в особых условиях труда, и перевод его в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Это весьма сложная и многоаспектная задача, и любое ее решение будет иметь неоднозначные последствия для пенсионного обеспечения различных социально-демографических групп населения. Именно поэтому она представляет неоспоримый интерес для настоящей работы. Но прежде чем перейти к детальному анализу системы досрочных пенсий, рассмотрим ее современное состояние.

Действующая сегодня в России система досрочных пенсий сложилась еще в 40-60-е гг. в условиях социалистической системы хозяйствования и за время перестройки и радикальных экономических перемен не претерпела сколь либо существенных изменений.

В соответствии с этой системой работники, занятые в производствах, на работах и по профессиям с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (так называемый Список 1) и с вредными и тяжелыми условиями (Список 2), и проработав по ним определенное количество лет, приобретают право на снижение законодательно установленного пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) на 5, 10 или 15 лет (см. табл. 5.1). Еще более значительное снижение пенсионного возраста допускается при назначении пенсий за выслугу лет, например, за работу на судах рыбной промышленности, морского и речного флота, в гражданской авиации и др. В зависимости от вида работ законом установлена длительность выслуги от 15 до 25 лет, после чего работник имеет право выйти на пенсию независимо от его возраста на этот момент, то есть теоретически начиная с 35 лет.

Система досрочных пенсий является наиболее массовой формой компенсации профессиональной утраты трудоспособности. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие цифры: ежегодно около четверти миллиона человек приобретают право на пенсию по льготным основаниям - по условиям труда и за выслугу лет, что на порядок больше числа "новых" пенсионеров по инвалидности, связанной с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, а также числа случаев возмещения предприятиями ущерба своим работникам в связи с утратой их трудоспособности.

Масштабы льготного пенсионного обеспечения в России крайне велики. Сегодня право на досрочные пенсии распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей, в которых, по данным Госкомстата РФ, в 1997 г. было занято 17,3% всех работников промышленности, 10,8% работников строительства и 4,4% работников транспорта и связи. Следует отметить, что доля работников, занятых в промышленности и строительстве по профессиям Списков 1 и 2 постоянно растет (см. табл.5.2). Так в период с 1992 по 1997 гг. в промышленности этот показатель вырос на 1,9 процентных пункта, а в строительстве - на 3,4 пункта.

Тенденция сокращения общей численности работников, занятых в промышленности и строительстве, наблюдаемая в последние годы, в меньшей степени отразилась на численности работников, занятых по профессиям, обеспечивающим досрочный выход на пенсию. Например, за период 1992-96 гг. общая численность занятых в промышленности сократилась на 24 процентных пункта, а численность занятых по профессиям Списка 1 и 2 только на 15 пунктов.

Таблица 5.1. Основания, определяющие право на пенсию в связи с особыми условиями труда (1)

N п/п

Вид работ с особыми условиями труда

Стаж работы в особых условиях труда, год

Продолжительность льготной пенсии, год

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

А

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах

10

7.5

10

10

Б

Работы с тяжелыми условиями труда

12.5

10

5

5

В

Работы в качестве трактористов- машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, машинистов строительных, дорожных и погрузо-разгрузочных машин

-

15

-

5

Г

Работы в текстильной промышленности с повышенной тяжестью и интенсивностью

-

20

-

5

Д

Работы в качестве рабочих локомотивных бригад, водителей грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках, резервах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы

12.5

10

5

5

Е

Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых работах

12.5

10

5

5

Ж

Работа в качестве рабочих и мастеров на лесозаготовках и лесоповале, включая обслуживание механизмов и оборудования

12.5

10

5

5

З

Работа в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузо- разгрузочных работах в портах

20

15

5

5

И

Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности

12.5

10

5

5

К

Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

20

15

5

5

Л

Работа в качестве спасателей в аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях

15

15

20

15

М

Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

15

10

5

5

Н

Работа в Государственной противопожарной службе МВД России

25

25

10

5

Таблица 5.2. Удельный вес работников, имеющих право на государственную пенсию на льготных условиях по Спискам NN 1 и 2 (на начало года; в процентах от общей численности работников соответствующей отрасли)

Год

Промышленность

Строительство

Транспорт

Связь

1992

15,4

7,4

7,7

4,7

1993

15,9

7,7

6,6

4,8

1994

16,6

8,7

5,7

4,2

1995

16,9

9,7

5,1

4,4

1996

17,1

10,0

4,5

4,4

1997

17,3

10,8

4,4

4,4

Отмеченные факты имеют вполне зримую экономическую подоплеку - право работника на досрочную пенсию (а в ряде случаев еще и большую по размеру, чем обычная пенсия по старости (2)) ничего не стоит для работодателя - за все платит Пенсионный фонд или, точнее, все трудоспособное население России. Более того, работодателям просто выгодно предоставлять такое право своим работникам: за счет льготных пенсий они привлекают рабочую силу на производства с вредными и опасными условиями труда, практически не вкладывая средства в мероприятия по улучшению условий труда.

Именно поэтому в социалистические времена все программы по улучшению санитарно-гигиенических условий труда, сокращению занятых ручным и тяжелым физическим трудом и пр. терпели неудачу. А в последние годы задача улучшения условий труда часто вообще не включается в повестку дня, так как экономический кризис лишил подавляющее большинство предприятий возможности даже элементарной модернизации производства.

Разработанное применительно к социалистической системе хозяйствования льготное пенсионное обеспечение уже сегодня входит в противоречие с основными принципами рыночных отношений. И дело не только в том, что эта система является экономически неэффективной и расточительной, но и в том, что она не позволяет обеспечить надежную и всестороннюю защиту работников от профессиональных рисков, объективно оценивать затраты на воспроизводство рабочей силы на уровне предприятий, что не стимулирует их к улучшению условий труда, а также к использованию научно обоснованных критериев оценки профессиональных рисков.

Департамент социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации в своих "Концептуальных основах формирования профессиональной пенсионной системы России" отмечает следующие пороки действующей системы досрочных пенсий:

  • уровень социальной защиты не повышается, а напротив, снижается, т.к. она скрывает истинные масштабы профессиональных заболеваний, блокирует улучшение условий труда и развитие систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве;
  • эта система сокращает трудовой потенциал страны (наиболее квалифицированных и творческих возрастов 45-60 лет) и, следовательно, повышает финансовую нагрузка на работодателей;
  • отвлекаются значительные финансовые ресурсы Пенсионного фонда и тем самым существенно сокращаются размеры пенсий другим категориям получателей пенсий (по старости, по инвалидности, иждивенцам погибших).

К этому списку можно добавить еще ряд пунктов (3):

  • - деформируется система трудовых отношений: профсоюзы и работодатели выступают единым фронтом, лоббируя расширение списков N1 и 2, дающих право на получение льготной пенсии, вместо того чтобы с помощью переговоров решать проблемы совершенствования условий труда и предоставления компенсационных выплат на уровне отрасли и предприятия;
  • - скрываются истинные масштабы профессиональных заболеваний, блокируется развитие инфраструктуры медицинской и профессиональной реабилитации, что наносит непоправимый ущерб трудовому потенциалу общества;
  • - существующая система льготных пенсий не предусматривает механизмы реабилитации лиц, утративших трудоспособность, и обеспечение максимального возврата их к трудовой жизни.

Другими словами, система досрочных пенсий не оказывает медико-реабилитационную помощь пострадавшим в конкретных жизненных ситуациях, а отдает приоритет компенсации утраты трудоспособности в более поздние периоды жизни человека.

Реформирование системы досрочных пенсий одним из приоритетных направлений социальной политики России. В Программе пенсионной реформы этой проблеме посвящен специальный раздел. В частности, предусматривается трансформация системы досрочных пенсий по двум направлениям:

  • постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника;
  • изменение порядка финансирования системы досрочных пенсий путем а) введения дополнительного тарифа страховых пенсионных взносов, которые работодатель будет перечислять в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды за каждого работника, работающего в особых условиях труда и б) прекращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Рассмотрим эти направления несколько подробнее.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством работник приобретает право выхода на досрочную пенсию только исходя из самого факта его работы в производствах, на работах и по профессиям, занесенным в один из упомянутых Списков. Практика показывает, что такое положение не всегда оправданно, поскольку название профессии часто не отражает фактического состояния условий труда на конкретном рабочем месте. В настоящее время до 30% работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях (4).

Сегодня предпринимаются попытки изменить эту порочную практику Программой пенсионной реформы планируется провести медицинскую аттестацию рабочих мест с вредными условиями труда. Не отрицая определенную полезность такой работы, все же не следует переоценивать ее значение. Дело в том, что санитарно-гигиенические критерии вредности часто не совпадают с соответствующими страховыми критериями, а поэтому с точки зрения страховщика могут оказаться бесполезными или даже вредными. Это связано с тем, что в рассмотренной ситуации страховые тарифы и выплаты будут назначаться исходя из различных критериев, что неблагоприятно скажется на финансовом положении страховщика.

Вторым важным направлением реформирования льготного пенсионного обеспечения является изменение системы его финансирования.

Программой пенсионной реформы предусмотрено, что "за каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу", которые "перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды". Из приведенных формулировок, а также из остального текста Программы пенсионной реформы, совершенно не ясно, на каких принципах правительство намерено решать задачу расчета ставки дополнительного страхового взноса.

Обычно льготная пенсия по условиям труда понимается как срочная, то есть устанавливаемая на фиксированный срок, например, на 5 или 10 лет, непосредственно предшествующих выходу на пенсию по старости на общих основаниях.

Однако в условиях перехода к накопительной системе пенсионного обеспечения такая организация досрочного пенсионного обеспечения таит в себе серьезную проблему: в период льготной пенсии за работника не производятся взносы в Пенсионный фонд России для финансирования предстоящей пенсии по старости. Продолжительность досрочной пенсии составляет от 5 до 20 лет, то есть для отдельных категорий трудящихся может превышать 50% общего страхового стажа. Поэтому естественно предположить, что такое значительное сокращение (как в абсолютном, так и в относительном исчислении) страхового стажа работника, приходящееся на конечный период его трудовой карьеры, когда зарплата и страховые взносы обычно максимальны (хотя, с другой стороны, это "короткие" деньги), неблагоприятно скажется на размере его пенсионных накоплений.

Наши расчеты подтвердили эту гипотезу и показали, что только за счет перерыва в страховом стаже, вызванного досрочной пенсией в 5 лет, размер трудовой пенсии сократится для мужчин на 9-12% и на 11-12% - для женщин. Досрочная пенсия в 10 лет уменьшит размер пенсии мужчин уже на 18-25% и на 22-25% у женщин (досрочные пенсии продолжительностью более 10 лет нами не рассматривались). Конкретные цифры, характеризующие такого рода сокращения трудовой пенсии, в общем случае зависят от уровня образования работника (5), количества детей, службы в армии и типа "заработной" карьеры (см. табл. 5.3 и 5.4).

Совместный анализ данных табл. 3.5-3.7 и табл. 5.3-5.4 позволяет заключить, что перерыв в трудовой деятельности, обусловленный досрочной пенсией, приводит к уменьшению дифференциации размера отложенных пенсий по старости у представителей рассматриваемых социально-демографических групп.

В то же время нужно учитывать, что уменьшение абсолютного размера пенсии по старости у работников, отработавших в особых условиях труда и вышедших на досрочную пенсию, может привести к тому, что их трудовая пенсия (которую, в соответствии с проектом закона, начинают выплачивать только после окончания срочной пенсии по условиям труда, то есть с 60 лет) будет меньше минимальной пенсии, установленной законодательством. Такие работники становятся прямыми претендентами на бюджетную социальную пенсию. А это, в свою очередь, означает, что реформа профессиональной пенсионной системы, призванная разгрузить Пенсионный Фонд России, может обернуться дополнительной нагрузкой на бюджет страны.

Таблица 5.3. Прогноз отношения размеров пенсионных выплат мужчинам, работающим во вредных условиях труда, к соответствующим показателям мужчин, работающим в нормальных условиях труда

Служба в армии

Пенсионный возраст

Тип карьеры

Пессимистическая

Ожидаемая

Оптимистическая

Нет

55

0,916

0,888

0,873

50

0,823

0,772

0,744

Да

55

0,921

0,893

0,878

50

0,835

0,782

0,754

Таблица 5.4. Прогноз отношения размеров пенсионных выплат женщинам, работающим во вредных условиях труда, к соответствующим показателям женщин, работающим в нормальных условиях труда

Число детей

Пенсионный возраст

Тип карьеры

Пессимистическая

Ожидаемая

Оптимистическая

Нет

55

0,895

0,863

0,847

50

0,779

0,722

0,693

1

55

0,906

0,875

0,858

50

0,803

0,746

0,715

2

55

0,915

0,885

0,869

50

0,821

0,765

0,736

3

55

0,921

0,893

0,878

50

0,835

0,782

0,754

Наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации может стать выплата работодателем дополнительного страхового взноса за работника, занятого в особых условиях труда (за весь период такой занятости). Причем размер этого дополнительного взноса должен быть таким, чтобы его хватало бы не только на выплату досрочной пенсии (до 60 лет), но и на компенсацию возникающего при этом уменьшения размера обычной пенсии по старости (после 60 лет). В противном случае предоставляемая льгота будет являться сомнительным благом для работника и страны в целом.

Методика расчета тарифа дополнительного пенсионного взноса будет зависеть от принципов начисления и выплаты льготной пенсии. К сожалению, в Программе пенсионной реформы эти принципы определены не полностью.

Следуя Программе пенсионной реформы, будем полагать, что работодатель выплачивает за работника, работающего в особых условиях труда два типа пенсионных взносов: пенсионный взнос в Пенсионный фонд России для последующей выплаты трудовой пенсии (сейчас это 28% ФОТ) и некоторый взнос в негосударственный пенсионный фонд для формирования будущей пенсии по условиям труда. В результате принятой схемы у работника будет формироваться сразу две пенсии, причем будем считать, что обе эти пенсии - пожизненные. Кроме того, положим, что после наступления пенсионного возраста по льготным основаниям и выхода на пенсию работник начинает получать обе пенсии одновременно.

"Нетрадиционное" решение в части установления пожизненной пенсии по условиям труда имеет ряд преимуществ перед срочной пенсией. При таком подходе весьма просто и естественно могут быть решены финансовые проблемы, неизбежно возникающие, когда работник приобретает право на отложенную пенсию, то есть когда он продолжает работать даже после наступления пенсионного возраста. В этом случае размер отложенной пожизненной пенсии (точнее суммы пенсии по старости и пенсии по условиям труда) начинает увеличиваться ускоренными темпами, так как, с одной стороны, работодатель продолжает перечислять за работника пенсионные взносы и на его пенсионные накопления начисляться инвестиционный доход, а с другой стороны, сокращается ожидаемая остаточная продолжительность жизни работника. Темпы относительного повышения размера отложенной пенсии в зависимости от фактического возраста выхода на пенсию, иллюстрирует рис.5.1, на котором приведена указанная зависимость отношения

,      (5.1)

где - размер "установленной" пенсии в момент наступления льготного пенсионного возраста m0 = 50 или 55 лет;
- размер "установленной" пенсии в момент фактического выхода на пенсию, в возрасте m1 = m0 , ... ,60;
j - уровень инфляции.


Рис. 5.1. Относительное увеличение размера пенсии в зависимости от продолжительности работы после наступления пенсионного возраста

Заметим, что если работник после наступления пенсионного возраста продолжает работать в особых условиях труда, то темпы роста размера отложенной пенсии будут выше на величину равную

,      (5.2)

где - дополнительный пенсионный налог;
- вклад k-ого рабочего года в размер будущей пенсии.

Рассмотренная модель нечувствительна к проблемам, характерным для срочной пенсии за работу во вредных условиях труда. Работник имеет возможность работать (если позволяет здоровье и имеются рабочие места), пока его суммарная пожизненная пенсия не станет достаточной, с его индивидуальной точки зрения, для нормального обеспечения старости.

Следует также отметить, что пожизненная пенсия по условиям труда позволяет столь же эффективно (как и в случае отложенной пенсии) ввести механизм плавного измерения пенсионного возраста в зависимости от стажа работы во вредных и особых условиях труда, например, когда за каждый год работы в особых условиях труда пенсионный возраст работника снижается на четыре месяца, но в совокупности не более чем на 5 лет. Заметим, что приведенные здесь цифры весьма условны и что для различных категорий вредности, по-видимому, следует установить различные нормативы снижения пенсионного возраста.

При реализации описанного порядка выплаты пенсии по условиям труда неизбежно возникнет вопрос о нормативном размере этой пенсии и размере страхового тарифа, необходимого для обеспечения соответствующих пожизненных выплат.

По-видимому, размер минимальной пенсии по условиям труда должен быть таким, чтобы в сумме с трудовой пенсией она равнялась бы трудовой пенсии аналогичного работника, но не работавшего во вредных условиях труда. В таком подходе есть вполне определенный смысл, если считать, что потеря здоровья за период работы во вредных условиях труда компенсируется только досрочным выходом на пенсию, а минимальный размер пенсии рассчитывается исключительно из условия обеспечения достойной старости.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ ВЗНОС

Определим ставку дополнительного страхового взноса, необходимого для формирования льготной пенсии. Используя выражение (2.6) для расчета размера пенсии по старости, получим аналогичное выражение для расчета размера льготной пенсии в следующем виде

,      (5.3)

где m - льготный пенсионный возраст;
- пенсионный налог;
- дополнительный страховой взнос;
- число лет работы во вредных или в особых условиях труда;
- вклад k-ого рабочего года в размер будущей льготной пенсии, равный

,      (5.4)

n - нормальный пенсионный возраст.
Теперь, ставку дополнительного налога можно определить из условия

,      (5.5)

где j - уровень инфляции;
v - коэффициент, отражающий нормативное соотношение размеров досрочной и обычной пенсии;
bn - размер первой пенсии по старости у лиц, рабо-тающих в нормальных условиях труда (см. (2.6)).

Равенство (5.5) показывает, что размер льготной пенсии в возрасте n (с учетом ее индексации) равен размеру обычной пенсии по старости, то есть является математической записью ранее введенного требования к суммарному размеру трудовой пенсии и пенсии по условиям труда.

Раскрывая величины, входящие в выражение (5.5) и полагая , получим

,      (5.6)

где - вклад k-ого рабочего года в размер будущей пенсии по старости у лиц работающих в нормальных условиях, который определяется по формуле (2.6).

Выражение (5.6) фактически устанавливает размер дополнительного страхового взноса за период работы во вредных и в особых условиях труда в долях от основного пенсионного налога . Заметим, что в это выражение входит коэффициент v, отражающий нормативное соотношение размеров досрочной и обычной пенсии. Выбор оптимального значения коэффициента v - самостоятельная задача, выходящая за рамки настоящего исследования. Обычно этот коэффициент принимается несколько меньше 1, для того чтобы неоправданно ранний выход на пенсию был бы невыгоден работнику. При проведении моделирования принято считать v = 0,8. Но для настоящего исследования это не принципиально, тем более, что размер дополнительного страхового взноса линейно зависит от величины коэффициента v, и поэтому может быть сравнительно легко пересчитан для других значений v.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ

Прежде чем перейти к расчету дополнительного тарифа страхового взноса, заметим, что он должен быть единым для всех занятых в особых условиях труда или дифференцироваться в зависимости от нормативного стажа работы в особых условиях труда и продолжительности досрочной пенсии.

Соотношения стажа работы в особых условиях труда и продолжительности льготной пенсии в зависимости от вида работ в особых условиях труда, как правило, устанавливаются пенсионным законодательством. Действующие сегодня соотношения установлены Федеральным законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и приведены в таблице 5.1.

В то же время понятно, что при едином дополнительном тарифе страхового взноса условие (5.5) не будет выполняться для всех рассматриваемых групп работников, так как каждый работник имеет свою индивидуальную трудовую карьеру, заработную плату, страховой стаж и множество других факторов, определяющих величину его пенсионных накоплений и размера пенсии.

Проиллюстрируем сказанное на примере мужчины со средним образованием и ожидаемой карьерой, который в течение 15 последних (предпенсионных) лет трудился на работах, определенных Статьей 12 пункт "М" закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и приобрел право на досрочную пенсию в размере 5 лет. В соответствии с Программой пенсионной реформы работодатель будет осуществлять за него пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Нас интересует, какова должна быть допустимая граница ставки дополнительного тарифа по отношению к обычному тарифу страхового взноса в ПФ России (составляющему сейчас 29% фонда оплаты труда) для того, чтобы обеспечить такому работнику пенсию не меньше 80% от размера обычной пенсии по старости, которую он заработал бы в нормальных условиях.

Воспользовавшись формулой (5.6), получим, что искомая граница дополнительного тарифа страхового взноса составляет 38.2% от обычного тарифа, или на сегодня 11,1% ФОТ (38,2Ч29/100=11.1). Для обеспечения того же размера досрочной пенсии, но продолжительностью в 10 лет, уже потребуется дополнительный взнос по ставке 148,9% от обычного тарифа или 43,2% ФОТ.

Теперь рассмотрим другой пример: предположим, что в аналогичной ситуации находится женщина с тем же уровнем образования и типом карьеры. В этом случае из условия (5.5) находим, что допустимая граница ставки дополнительного тарифа составит 39,1 и 144,1% от обычного тарифа (для обеспечения досрочной пенсии, соответственно, в 5 и 10 лет).

Результаты расчетов допустимой границы дополнительного тарифа страхового взноса, обеспечивающего досрочную пенсию в размере не менее 80% от обычной пенсии по старости, для мужчин и женщин, имеющих различный уровень образования, тип карьеры и стаж работы в особых условиях, приведены в табл. 5.5 и 5.6.

Здесь необходимо отметить одно немаловажное обстоятельство: дифференциация абсолютных размеров пенсий работников, работавших в особых условиях труда, остается той же, что и при их работе в нормальных условиях труда (см. главу 4).

Таблица 5.5. Допустимая граница дополнительного тарифа страхового взноса за работу в особых условиях труда для обеспечения досрочной пенсии не ниже 80% от уровня обычной пенсии по старости (мужчины)

Тип карьеры

Пенсионный возраст

Стаж работы во вредных условиях

Образование

Школа

Техникум

Институт

Пессимистическая

55

5

126,3

124,0

120,6

10

60,2

59,0

57,4

15

38,2

37,5

36,4

20

27,2

26,7

26,0

25

20,7

20,3

19,8

50

5

492,7

471,3

440,8

10

234,6

224,5

209,9

15

148,9

142,4

133,2

20

106,2

101,6

95,0

25

80,7

77,2

72,2

Ожидаемая

55

5

124,5

123,2

121,2

10

61,4

60,7

59,7

15

40,4

39,9

39,3

20

29,9

29,6

29,1

25

23,7

23,5

23,1

50

5

458,4

445,6

426,4

10

226,4

220,1

210,6

15

149,4

145,2

139,0

20

111,1

108,0

103,4

25

88,3

85,9

82,2

Оптимистическая

55

5

123,8

122,9

121,4

10

61,8

61,4

60,6

15

41,3

41,0

40,5

20

31,1

30,9

30,5

25

25,2

25,0

24,7

50

5

444,0

434,9

420,4

10

222,8

218,2

210,9

15

149,6

146,5

141,6

20

113,5

111,2

107,5

25

92,4

90,5

87,5

 

Таблица 5.6. Допустимая граница дополнительного тарифа страхового взноса за работу в особых условиях труда для обеспечения досрочной пенсии не ниже 80% от уровня обычной пенсии по старости (женщины)

Тип карьеры

Пенсионный возраст

Стаж работы во вредных условиях

Образование

Школа

Техникум

Институт

Пессимистическая

55

5

121,4

119,4

116,5

10

57,8

56,9

55,5

15

36,7

36,1

35,2

20

26,2

25,7

25,1

25

19,9

19,6

19,1

50

5

473,2

453,2

424,5

10

225,3

215,8

202,2

15

143,0

136,9

128,3

20

102,0

97,7

91,5

25

77,5

74,2

69,5

Ожидаемая

55

5

120,7

119,5

117,8

10

59,5

58,9

58,0

15

39,1

38,8

38,2

20

29,0

28,7

28,3

25

23,0

22,8

22,5

50

5

442,0

430,1

412,0

10

218,3

212,4

203,5

15

144,1

140,2

134,3

20

107,1

104,2

99,9

25

85,2

82,9

79,4

Оптимистическая

55

5

120,4

119,6

118,3

10

60,1

59,7

59,1

15

40,1

39,9

39,5

20

30,3

30,1

29,8

25

24,5

24,3

24,0

50

5

429,0

420,5

406,8

10

215,3

211,0

204,1

15

144,6

141,7

137,1

20

109,7

107,5

104,0

25

89,3

87,5

84,7

Анализ выражения (5.6) показывает, что на значения допустимой границы дополнительного тарифа страхового взноса влияют не только факторы, от которых зависит и размер обычной пенсии по старости (пол работника, уровень его образования, число детей, служба в армии, тип карьеры), но и стаж работы в особых условиях труда, возраст работника в этот период (например, в начале или конце трудовой карьеры) и продолжительность досрочной пенсии. Примеры соответствующих зависимостей приведены на рис. 5.2 и 5.3.

Результаты выполненных расчетов могут иметь многоаспектное применение. Так, например, данные табл. 5.5 и 5.6 фактически устанавливают связь между стажем работы в особых условиях, продолжительностью льготной пенсии и допустимой границей дополнительного тарифа страхового взноса, что делает их крайне полезными при обосновании нормативных величин страхового стажа и/или дополнительного тарифа.

Другой пример использования результатов расчета иллюстрируют данные табл. 5.7, в которой приведены допустимые границы дополнительного тарифа страхового взноса, обеспечивающие выполнение условия (5.5) для всех видов досрочных пенсий, установленных действующим пенсионным законодательством.

Рассчитанные ставки дополнительного страхового взноса могут быть пересмотрены в сторону уменьшения при наличии определенной информации.

Заметим, что при расчете (из-за отсутствия соответствующих данных) не учитывались существующие сегодня различия в уровне заработной платы занятых в нормальных и вредных условиях труда (по оценкам экспертов, оно может составлять 10-20%). Учет этого фактора приведет к уменьшению значения дополнительного тарифа страхового взноса, необходимого для компенсации уменьшения трудового стажа, вызванного льготной пенсией.

Путем снижения ставки страхового взноса может стать более точный учет вероятного сокращения ожидаемой продолжительности жизни при работе во вредных и опасных условиях труда. К сожалению, из-за отсутствия необходимой информации пока не представляется возможным показать размер снижения ставки дополнительного страхового тарифа.


Рис. 5.2. Зависимость допустимой границы тарифа страхового взноса, необходимого для выполнения условия (5.5), от стажа работы во вредных условиях, при

Внедрение системы профессиональных пенсий, на наш взгляд, должно способствовать распространению новых, прогрессивных технологий, обеспечивающих лучшие условия труда работников. Работодателю должно быть экономически выгоднее вкладывать средства в модернизацию производства, чем платить значительные дополнительные пенсионные взносы в профессиональную пенсионную систему.

Создание необходимых экономических рычагов возможно, например, с использованием специальных налоговых льгот на пенсионные взносы. Поясним этот тезис.


Рис. 5.3. Зависимость допустимой границы тарифа страхового взноса, необходимого для выполнения условия (5.5), от продолжительности льготной пенсии, при .

Для определенной профессии (или определенного производства) устанавливается нормативная (по страховым критериям) категория вредности и соответственно нормативный взнос в профессиональную пенсионную систему, который относится на себестоимость продукции. Далее при сертификации конкретного рабочего места ему назначается своя конкретная категория вредности. Если назначенная категория вредности выше нормативной, то работодатель вынужден платить взнос в профессиональную пенсионную систему больше, чем нормативный. При этом только часть пенсионных взносов, равная нормативному взносу, освобождается от налогообложения.

Справедливости ради следует отметить, что при таком подходе работодатель будет искать не всегда законные пути ухода от налогов. Например, существует вероятность перевода занятости во вредных условиях в теневой сектор экономики, то есть прием на работу без оформления трудовой книжки.

Таблица 5.7. Дополнительный тариф страхового взноса, необходимый для обеспечения выплаты досрочных пенсий, установленных действующим пенсионным законодательством

N п/п

Вид работ с особыми условиями труда

Дополнительный тариф страхового взноса, %

Мужчины

Женщины

А

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах

330-400

400-530

Б

Работы с тяжелыми условиями труда

120-150

140-200

В

Работы в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, машинистов строительных, дорожных и погрузо-разгрузочных машин

-

90-130

Г

Работы в текстильной промышленности с повышенной тяжестью и интенсивностью

-

80-90

Д

Работы в качестве рабочих локомотивных бригад, водителей грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках, резервах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы

120-150

140-200

Е

Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых работах

120-150

140-200

Ж

Работа в качестве рабочих и мастеров на лесозаготовках и лесоповале, включая обслуживание механизмов и оборудования

120-150

140-200

З

Работа в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузо-разгрузочных работах в портах

80-90

90-130

И

Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности

120-150

140-200

К

Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

80-90

90 -130

Л

Работа в качестве спасателей в аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях

400-530

300-380

М

Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

100-130

140-200

О

Работа в Государственной противопожарной службе МВД России

120-150

60-70

 


1 Статья 12 Закона РФ N340-1 от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации". (Вернуться)
2 По данным Госкомстата РФ, на начало 1997 г. 26.1% всех занятых в промышленности имели в качестве компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда повышенные тарифные ставки (оклады) и доплаты. (Вернуться)
3 Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы Под ред. М.Э. Дмитриева, Д.Я. Травина. - СПб.: Норма, 1998. - 256 с. (Вернуться)
4 Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. - М.: Изд-во ВЭШ, 1997. - 48 с. (Вернуться)
5 Зависимость рассматриваемого показателя от уровня образования незначительная и поэтому в дальнейшем не рассматривается. (Вернуться)


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Введение 

Реформа пенсионной системы: причины и направления 

Модель формирования пенсионных накоплений и пенсионных выплат 

Пенсионные накопления 

Пенсионные выплаты 

Профессиональные пенсии 

Информационное обеспечение пенсионной реформы 

Исследования гендерных пенсионных систем за рубежом 

Заключение 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом