главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Глава VII. Потребность в реабилитации


Учет потребности в актуарных расчетах
Нормативно-правовая база
Принципы реабилитации
Структура и потребность в медицинской реабилитации
Структура и потребность в профессиональной реабилитации
Структура и потребность в социальной реабилитации

Учет потребности в актуарных расчетах

Размер страхового тарифа в системе социального страхования можно назначать или определять исходя из соображений весьма далеких от страховых. Только важно, чтобы при эксплуатации системы социального страхования выполнялся актуарный баланс между потоками страховых взносов и выплат или другими словами - выполнялось уравнение стоимости. Объективно существующая при этом свобода в назначении размера страхового тарифа порождает противоречие между желанием оказать исчерпывающую реабилитацию пострадавшему и экономическими возможностями предприятий и государства в целом, т.е. отсутствием необходимых материальных ресурсов для проведения такой реабилитации.

Рассмотренная выше методика расчета страховых тарифов решает экономическую задачу, т.е. позволяет рассчитать какой должен быть тариф при заданных размерах страховых выплат или, ответить на обратный вопрос, - какие по размеру страховые выплаты можно позволить при заданном тарифе. Без сомнения эти задачи очень важны и часто возникают на практике.

Но социальное страхование нельзя свести только к экономическим задачам. Оно должно выполнять важную социальную функцию - реальную защиту пострадавших на производстве. Для этого необходимо чтобы размер и структура различных видов страхового возмещения отражала реальную потребность пострадавших в различных видах и объемах реабилитации и дополнительной помощи. Поэтому оценка потребности в различных видах реабилитационных услуг является ключевым аспектом проведения актуарных расчетов в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Изучение потребности в реабилитации позволяет оценить нижнюю границу страхового тарифа, т.е. такую, что если тариф будет ниже ее, то система социального страхования перестанет выполнять функцию социальной защиты и станет практически бесполезной. Следует также отметить, что верхняя граница страховых тарифов, может быть определена исходя из предельно допустимой финансовой нагрузки на предприятие.

Таким образом, учет при проведении актуарных расчетов реальной потребности пострадавших в различных видах реабилитации позволяет сбалансировать систему социального страхования, сделать ее практически полезной и устойчивой в финансовом отношении.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, утвержденный 24 ноября 1995 г. за № М 181-93, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты этих граждан.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР) - комплекс оптимальных для инвалида, реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Правовой основой формирования ИПР являются выше названный Федеральный закон, а также ряд нормативных документов, принятых в целях реализации этого закона:

«Положение о признании лица инвалидом» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965);

«Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965);

«Примерное положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида» (утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» разработка ИПР и контроль за их исполнением возложена на учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Права инвалида на реабилитацию регулируются также и другими правовыми актами, основными из которых являются:

«Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (приняты Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г.);

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 22 марта 1996 г.);

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.);

«Примерное положение о реабилитационном учреждении» (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. № 21/ 417/515).

Учитывая содержание статьей 11, 12,16, 18, 20, 23 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПР является обязательной для соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм собственности, государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственных реабилитационных учреждений, которые определены исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий.

Принципы реабилитации

Создание в Российской Федерации государственных служб медико-социальной экспертизы и медико-социальной реабилитации инвалидов делает актуальными и имеющими большую значимость вопросы разработки принципов формирования ИПР.

Государственная политика в области реабилитации инвалидов носит приоритетный характер. Она включает в себя широкий спектр мер политического, экономического, правового, социального и организационного характера, реализация которых способствует восстановлению социального статуса инвалида, достижению им материальной независимости и его социальной адаптации.

Основными принципами реабилитации инвалидов являются:

— государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной, социальной реабилитации;

— приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий;

— общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;

— многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;

— государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов.

При реализации принципов реабилитации инвалидов учитывается структура их потребностей, уровень притязаний, круг интересов, а также национальные, территориально-географические и социально-экономические особенности и возможности региона.

Инвалиды имеют право на все виды реабилитации (медицинскую, профессиональную и социальную). Реабилитация инвалидов осуществляется с их согласия. Инвалид или его законный представитель имеют право отказаться от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть формально зарегистрирован.

Реабилитация инвалида осуществляется в соответствии с ИПР, которая учитывает индивидуальные потребности инвалида и разрабатывается с его участием.

Общими принципами формирования ИПР являются:

— индивидуальность;

— непрерывность;

— последовательность;

— преемственность;

— комплексность.

Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.

В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных т.д.

Формирование ИПР предусматривает проведение специалистами бюро МСЭ экспертно-реабилитационной диагностики, оценки реабилитационного потенциала (РП) и реабилитационного прогноза и определения на их основе перечня реабилитационных мероприятий.

Содержание ИПР разрабатывается путем анализа комплекса медико-биологических и социальных факторов, определения на их основе потребности инвалидов в медико-социальной реабилитации и формирования ИПР с учетом мер, услуг и технических средств, предоставляемых системой реабилитации инвалидов в России и в конкретном регионе.

Комплексная оценка клинико-функциональных, психологических и социальных данных позволят оценить вид и степень ограничений жизнедеятельности инвалида, и служит основанием для определения содержания программ его медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

ИПР состоит из 3-х программ:

— программы медицинской реабилитации;

— программы профессиональной реабилитации;

— программы социальной реабилитации.

Структура и потребность в медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.

Восстановительная терапия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.

Протезирование - замена частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей.

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Протезирование предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними.

В программу медицинской реабилитации входит обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации (мочеприемник, калоприемник, слуховые аппараты и др.), а также предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.

Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях - органами здравоохранения; работающих инвалидов - по месту работы из средств Фонда социального страхования.

Объем мероприятий и услуг по медицинской реабилитации устанавливается в каждом регионе с учетом Федерального и регионального перечней (стандартов) амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи для населения.

Проведенное нами изучение потребности инвалидов вследствие трудувечья и профзаболевания в медицинской реабилитации показало, что их нуждаемость в медицинской реабилитации составляла 98,8%. Инвалиды вследствие трудового увечья нуждались в медицинской реабилитации в 98,9% случаев, инвалиды вследствие профзаболеваний - в 98,3% случаев. В зависимости от тяжести инвалидности потребность в медицинской реабилитации была следующей: 100,0% - у инвалидов I группы; 98,9% - у инвалидов II группы; 99,2% - у инвалидов III группы вследствие трудувечья и профзаболевания.

В восстановительной терапии нуждалось 98,8% инвалидов (вне зависимости от причины инвалидности). Потребность в восстановительной терапии у инвалидов с психическими расстройствами была равна 96,9%, с болезнями костно-мышечной системы - 100,0%, с травмами и отравлениями - 98,8%.

В реконструктивной хирургии нуждалось 5,2% инвалидов, при этом потребность в реконструктивной хирургии у инвалидов вследствие трудового увечья составляла 6,0%, у инвалидов вследствие профзаболевания - 1,7%. Потребность в реконструктивной хирургии у инвалидов с болезнями костно-мышечной системы была равна 3,6%, у инвалидов с травмами и отравлениями - 7,7%.

В протезировании и ортезировании нуждалось 40,3% инвалидов; инвалиды вследствие трудувечья нуждались в протезировании и ортезировании в 47,0% случаев, вследствие профзаболеваний - в 8,5% случаев. Потребность в протезировании и ортезировании была равна у инвалидов с болезнями костно-мышечной системы 61,4%, у инвалидов с травмами и отравлениями - 48,4%.

Структура и потребность в профессиональной реабилитации

Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

— профессиональную ориентацию;

— психологическую коррекцию;

— обучение;

— создание специального рабочего места инвалида;

— профессионально - производственную адаптацию.

Профессиональная ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

Основная цель профессиональной ориентации - оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки.

При профессиональной ориентации должны решаться следующие задачи:

— информирование и консультирование инвалидов с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;

— ориентирование инвалидов в мире профессий (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка);

— предоставление услуг по профессиональной информации инвалидам, включая инвалидов из числа учащейся молодежи, по психологической поддержке инвалидов, занятых трудовой деятельностью в период профессиональной адаптации.

Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора субъектом профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями. В случае такой работы с инвалидами поле профессионального выбора ограничено медицинскими рекомендациями. Это обусловливает особое значение такого компонента профориентационной работы, как выявление индивидуальных особенностей инвалида (интересов, склонностей, способностей, развития и уровня сохранности высших психических функций), а также мотивационных характеристик инвалида, поскольку при профессиональной реабилитации устойчивая трудовая мотивация, желание обрести материальную самостоятельность, соответствующий социальный статус и т.п. крайне существенны.

Профессиональная ориентация включает следующие виды работ:

— профинформацию - информационное обеспечение процесса выбора профессии, позволяющее клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, обеспечение информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

При информировании инвалида о вакансиях и профессиях в первую очередь должно проводиться сопоставление их с показанными инвалиду условиями труда, установленными бюро медико-социальной экспертизы.

Неотъемлемой частью профориентации и профинформации является наличие данных, описывающих профессиональную деятельность - профессиограмм. Описания профессий содержат общие сведения о профессии (формы профессиональной подготовки, описание рабочего места), описание содержания и условий труда (материалы, инструменты, процесс и результат работы, необходимые знания и умения и др.), описание человека в процессе труда (трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии. При проведении профориентационной работы с инвалидом должен быть проведен анализ описаний профессий, особенно тех, которые привлекательны для самого инвалида, с точки зрения наличия в них противопоказанных условий труда.

— профессиональное консультирование - оказание инвалиду услуг в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства. Специфика профессионального консультирования инвалидов заключается в необходимости учета медицинских ограничений и рекомендаций.

Профконсультант должен помочь инвалиду: снять тревожное состояние, которое типично для инвалида; определить проблему, если она не ясна; выявить круг склонностей инвалида, сопоставить его с имеющимися ограничениями и подобрать соответствующую группу профессий; получить информацию о возможностях переобучения. Профессиональное консультирование проводится с учетом структуры региональной потребности в кадрах. Окончательное решение о выборе профессии, учебного заведения, места работы принимает инвалид. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения. Однако необходимо подчеркивать обязательность учета инвалидом в своем профессиональном выборе медицинских рекомендаций, так как эти рекомендации довольно жестко определяют виды труда, показанные инвалиду.

При проведении профориентационного консультирования широко используются психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости, способности индивида, его личностные характеристики, существенные для профессиональной адаптации. В профконсультационной работе специалисты используют следующие группы психодиагностических методик: блок мотивационных методик; блок интеллектуальных методик; блок личностных методик. Могут также использоваться методики исследования профессионально важных качеств.

— профессиональный отбор - это выбор из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, которые при прочих равных условиях способны обеспечить наибольшую эффективность в выполнении стоящих перед ними задач, сохранность своего здоровья, безопасность производства. При профессиональном отборе выбирается человек для профессии, при этом основой методологических приемов является профессиография и психодиагностика, позволяющая определить профессионально важные качества и их соответствие требованиям, предъявляемым к человеку профессией.

Профессиональное образование в рамках концепции медико-социальной реабилитации инвалидов представляет систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но лишь высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с не инвалидами.

В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости. В настоящее время значительно расширены медицинские показание для профессионального обучения инвалидов, что позволяет проводить их обучение более широкому спектру профессий, в том числе и новым профессиям, появившимся на рынке труда.

Реабилитация инвалидов предусматривает признание принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования.

Методология образования инвалидов должна предусматривать развитие способностей инвалидов усваивать знания и приобретать новые навыки, при этом должны учитываться особенности патологии, а для обучения при необходимости должны применяться вспомогательные средства.

Для получения профессионального образования в настоящее время существует несколько форм обучения, позволяющих обеспечить различные уровни получаемых знаний, навыков и умений в избранной области трудовой деятельности. В этих формах различают систематическое (длительное) обучение, позволяющее полностью освоить необходимый в соответствии с образовательными стандартами объем знаний, и курсовое обучение, которое отличается краткосрочностью и предоставляет учащемуся возможность освоения какой-либо специальности, повышения квалификации и освоения новой специальности в рамках имеющегося профессионального образования. Классификация форм получения образования может быть проведена и в зависимости от места его получения: очная, заочная, вечерняя и интернатная. Кроме того, организационные формы получения тех или иных знаний различаются в зависимости от численности групп учащихся и включают групповую, наиболее распространенную, и индивидуальную форму обучения. Для инвалидов из перечисленных форм обучения наиболее предпочтительной является индивидуальная форма обучения, или обучение в малых группах.

Интеграция инвалидов в систему общего профессионального образования предусматривает дальнейшее расширение специализированных групп обучения для инвалидов с различными видами патологии, которые действуют в настоящее время в рамках обычной школы, а также совместное обучение инвалидов с не инвалидами в обычных классах.

Профессиональное обучение инвалидов должно обязательно сочетаться с проведением медицинской и социальной реабилитации, что является одним из важнейших факторов при интеграции этого контингента в обычные образовательные учреждения.

Для реализации программы получения профессионального образования должны использоваться различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные профессионально-технические училища, колледжи и лицеи, профессиональные комплексные многоуровневые учебные заведения, включающие техникумы, институты, академии и др.

Одно из основных мест в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации инвалидов занимает система курсового обучения. Эта система позволяет в короткие сроки, как правило, составляющие 2 - 6 месяцев, обеспечить освоение простейших рабочих специальностей, не требующих чаще всего высокого уровня общего образования, и (или) освоение смежных специальностей в рамках уже имеющейся профессии и освоение новой профессии на базе имеющегося профессионального образования, при котором значительная часть приобретенных ранее знаний и умений может быть использована в рамках вновь выбранной профессии (специальности).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.

Специальные рабочие места могут создаваться как на предприятиях общего типа (открытое производство), так и на специализированных предприятиях (закрытое производство) в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Специальные рабочие места на спецпредприятиях создаются преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации.

Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, вида инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.

Организация специального рабочего места инвалида должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида.

На специальных рабочих местах для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 и 2 класс согласно «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных Госкомсанэпидемнадзором России 12.06.94. Руководство - Р.2.2.013-94, М., 1994 г.);

При определенных формах заболеваний и степени ограничения способности к трудовой деятельности по согласованию с органами Госкомсанэпиднадзора допускается использование труда инвалидов на рабочих местах с условиями труда, относящихся к 3 классу 1 степени вредности, тяжести, напряженности труда согласно «Гигиеническим критериям». В этих случаях работающий инвалид должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.

Специальное рабочее место инвалида должно иметь основное и вспомогательное оборудование, техническую и организационную оснастку, обеспечивающие реализацию эргономических принципов при организации рабочих мест инвалидов и учитывающих индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц.

Индивидуальный подход при выборе профессий для инвалида обусловлен, главным образом, спецификой заболевания и медицинскими противопоказаниями, обусловленными ограничениями жизнедеятельности.

Профессионально - производственная адаптация - это система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

Рациональное трудовое устройство - это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспе чение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.

Рациональное трудовое устройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально - экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Проведенный нами анализ потребности инвалидов вследствие трудувечья и профзаболевания в профессиональной реабилитации показал, что она была равна 34,1%. В профессиональной реабилитации нуждались 35,5% инвалидов вследствие трудувечья и 27,6% инвалидов вследствие профзаболевания (см. рис.1). Потребность в профессиональной реабилитации у инвалидов в возрасте 15-34 года была равна 50,0%, 35-44 года - 54,4%, 45-54 года - 38,8%, 55-64 года - 17,5%, 65-74 года - 3,8%.

Инвалиды, работающие на старом предприятии, нуждались в рациональном трудоустройстве в 14,6% случаев, на новом предприятии - в 28,6% случаев. Потребность неработающих инвалидов в профессиональной реабилитации составляла 35,5%.

Потребность в профессиональной реабилитации у инвалидов с психическими расстройствами составляла 59,4%, у инвалидов с болезнями костно-мышечной системы - 20,5%, у инвалидов с травмами и отравлениями - 27,2%.

Структура и потребность в социальной реабилитации

Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности.

Социальная реабилитация проводиться реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально - бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно - бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Программа социальной реабилитации включает:

— информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

— обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены (причесывание, умывание, чистка зубов), пользования одеждой, одевания, раздевания, приема пищи и др. Особенности обучения во многом определяются видом инвалидизирующей патологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адаптационное обучение инвалидов включает «обучение жизни с инвалидностью», в том числе вопросы диетотерапии, режима дня, информирования об особенностях течения болезни и др.;

— адаптационное обучение семьи инвалида должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере течения заболевания инвалида, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг, и т.д.;

— обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида;

— организация жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений;

— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, включая подбор технических средств в соответствии с медико-социальными показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание.

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно - общественной деятельности.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

— Психотерапию - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, патопсихологических и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений субъекта к социальному окружению и собственной личности. При направленности психотерапевтического воздействия на психосоматические компоненты заболевания она является компонентом программы медицинской реабилитации. При направленности ее на коррекцию отношений субъекта, она является частью раздела социальной реабилитации. Психотерапевтическая помощь должна оказываться в лечебных учреждениях, в центрах социальной реабилитации. Психотерапия может иметь различные формы (индивидуальную, групповую, семейную), в ней могут использоваться различные методы и техники, что определяется индивидуальными потребностями инвалида, которые уточняются самим психотерапевтом.

— Психологическую коррекцию, включающую психологический тренинг(целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.);.

— Психологическое консультирование - ориентацию пациента в широком круге проблем взаимоотношений, общения и т.п., позволяющую разрешать конструктивно всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности, развитию благоприятных семейных и других социально-психологических отношений. Это может быть однократное мероприятие, по сравнению с психотерапией и тренингом, требующими повторных встреч инвалида с психотерапевтом.

— Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

— Обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;

— Обучение социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и др.;

— Обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

— Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.;

— Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;

— Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

Согласно проведенным нами исследованиям, потребность в социальной реабилитации у инвалидов вследствие трудувечья и профзаболевания была равна 95,2%.

Инвалиды вследствие трудового увечья нуждались в социальной реабилитации в 96,0% случаев, инвалиды вследствие профессионального заболевания - в 91,4% случаев.

Данные изучения структуры потребности инвалидов в социальной реабилитации представлена в табл.1.

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что потребность в социальной реабилитации у инвалидов вследствие трудувечья или профзаболевания была очень высокой - 96,0% (вне зависимости от причины инвалидности). Изучение структуры потребности в социальной реабилитации показало, что на первом месте стоит потребность инвалидов в консультировании по правовым вопросам (94,6%), на втором месте - потребность инвалидов в обучении «жизни с инвалидностью» - 76,4%, на третьем месте - потребность инвалидов в технических средствах реабилитации - 75,1%. В 30,8% случаев инвалиды нуждались в адаптации жилища, в 27,9% - в адаптационном обучении семьи инвалида, в 24,8% - в коррекции семейно-бытовых отношений.

Анализ потребности инвалидов в технических средствах реабилитации представлен в табл. 2.

Из представленных в табл. 2 данных видно, что общая потребность в технических средствах реабилитации была равна 75,1%. В структуре потребности в технических средствах реабилитации на первом месте стоит нуждаемость в технических средствах для бытовых нужд (84,2%), на втором месте - в технических средствах для самообслуживания (79,6%), на третьем месте - в технических средствах для передвижения (44,7%).

Сравнение показателей и структуры потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации выявило, что эта потребность достоверно выше у инвалидов вследствие трудового увечья.

Потребность в социальной реабилитации у инвалидов с психическими расстройствами была равна 84,7%, у инвалидов с болезнями костно-мышечной системы - 95,2%, у инвалидов с травмами и отравлениями - 98,8%.

В адаптации жилища нуждалось 13,2% инвалидов с психическими расстройствами; 36,1% инвалидов с болезнями костно-мышечной системы; 47,7% инвалидов с травмами и отравлениями.

Потребность в обучении «жизни с инвалидностью» у инвалидов с психическими расстройствами была равна 41,5%, с болезнями костно-мышечной системы - 79,5%, с травмами и отравлениями - 90,2%.

Потребность в коррекции семейно-бытовых отношений была равна у инвалидов с психическими расстройствами в 82,5%, у инвалидов с болезнями костно-мышечной системы - в 9,6%, у инвалидов с травмами и отравлениями - в 17,8%.

В технических средствах реабилитации нуждалось 4,8% инвалидов с психическими расстройствами; 88,2% инвалидов с болезнями костно-мышечной системы; 92,2% инвалидов с травмами и отравлениями. В технических средствах для передвижения нуждалось 52,9% инвалидов с болезнями костно-мышечной системы; 63,9% инвалидов с травмами и отравлениями. В технических средствах для самообслуживания нуждалось 88,1% инвалидов с болезнями костно-мышечной системы; 89,0% инвалидов с травмами и отравлениями.

По данным медико-социальной экспертизы в обследованной группе больных были диагностированы все 7 видов ограничений жизнедеятельности различной степени тяжести. Наиболее часто социальная недостаточность проявлялась в виде ограничения трудовой деятельности, самообслуживания и передвижения. Превалировали первая и вторая степень ограничений жизнедеятельности.

Анализ выраженности функциональных нарушений показал, что наиболее часто имели место функциональные нарушения второй степени.

Оценка реабилитационного потенциала у большинства больных была удовлетворительной (68,1%), у 24,9% - низкой и у 7,0% - высокой. Отмечалось зависимость структуры реабилитационного потенциала от группы инвалидности: низкий - у инвалидов I группы, низкий и удовлетворительный - у инвалидов II группы; удовлетворительный и высокий - у инвалидов III группы.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Благодарности  

Предисловие М.Э. Дмитриева 

Глава I. Инвалидность вследствие профессиональных заболеваний и производственных травм: основные причины, динамика, структура  

Глава II. Экономико-математическая модель системы социального страхования 

Глава III. Риск смертности  

Глава IV. Риск заболеваемости 

Глава V. Экономический базис  

Глава VI. Страховые тарифы  

Глава VII. Потребность в реабилитации  

Глава VIII. Социально-демографический портрет инвалидов труда  

Глава IX. Роль профсоюзов  

Литература 

АНО НААЦ 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом